Масла и смазки, применяемые. при эксплуатации вертолета

В качестве смазывающих материалов на вертолете применяются сма­зочные масла: Б-ЗВ, МС-20, МС-14, гипоидное и консистентные смазки: ЦИАТИМ-201 (ЦИАТИМ-203) иНК-50 (табл. 10).

Таблица 10

№ п/п

Найменованеє масла и смазки

Г де применяется

1

Б-ЗВ по

МРТУ 33-1-157-65 с ки­нематической вязко­стью при 100° С не ниже 5 сст

Маслоеистема двигателя ГТД-350

2

Масло для гипоидных пе­редач по ГОСТ 4003—53

Горизонтальные и вертикальные шарниры втулки несущего винта, карданы шарниров главных валов и хвостового вала трансмиссии. Проме­жуточный и хвостовой редукторы

3 ‘

Смесь масел по объему: 2/з масла для гипоид­ных передач по ГОСТ 4003—53 и 7з масла АМГ-10 по ГОСТ 6794—53

Главный редуктор ВР-2

Зимой хвостовой и промежуточный редукторы

4

Масло МС-20 летом Масло МС-14 зимой по ГОСТ 1013—49

Осевые шарниры втулки несущего винта При температуре ниже —25° С применяется мас­ло ВНИИНП-25

5

Смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59

Подшипники рычагов поворота лопастей; иголь­чатые и скользящие подшипники серьги демп­фера; подшипники кронштейна крепления демп­фера; горизонтальный совмещенный и осевые шарниры втулки рулевого винта; шлицы и бронзовые втулки и подшипники тарелки пол­зуна автомата перекоса; наружного кольца кардана, тяги автомата перекоса, ушкового болта рычага общего шага, поводка автомата перекоса. Валик шарнира тарелки автомата перекоса и шаровое соединение. Качалки про­дольного и поперечного управления:

а) подшипники ШС;

б) подшипники шариковые

Открытые и закрытые подшипники тяг управле­ния вертолетом и двигателями

6

СТ (НК-50) по ГОСТ 4473—50

Шарнирные соединения органов управления и шасси. Подшипники колес шасси

7

ОКБ-122-7

Подшипник вентилятора

Смазки, являясь пластичными смазочными материалами, применяют­ся в узлах трения, работающих в широком диапазоне температур, с пе­ременными скоростными режимами, q ограниченным доступом к узлам. Применять смазочные материалы разрешается только при условии, что их свойства удовлетворяют определенным техническим условиям.

Изменение качества смазывающих материалов может произойти в результате попадания в них воды и различных загрязнений. Поэтому смазочные материалы нужно хранить в исправной таре в закрытых хра­нилищах.

Смазка узлов и агрегатов вертолета производится периодически в соответствии с картой и таблицей смазки (табл. 11—13). В карте смаз­ки указываются, какие агрегаты и узлы подлежат смазке, и периодич­ность смазки.

Способ смазки

Набивать штоковым шприцем до появ­ления смазки через контрольный кла­пан. При смазке тарелку поворачи­вать

Набивать штоковым шприцем до появле­ния смазки через контрольный кла­пан

Набивать штоковым шприцем до появ­ления смазки из — под резинового чех­ла

Набивать штоковым шприцем до появ­ления смазки из — под резинового чех­ла

Набивать штоковым шприцем до появ­ления смазки из — под резинового чехла

Набивать штоковым шприцем

Набивать штоковым шприцем

Набивать штоковым шприцем

1 № точек I смазки 1

Наименование точек смазки

Количество

точек

Наименование масла и смазки

Периодичность смазки

Способ смазки

22

Карданы шар­ниров главно­го вала

2

Масло для ги­поидных пе­редач по ГОСТ 4003-53

При установке на вертолет и через каждые 25±5 ч на­лета

Набивать штоковьїм шприцем через ма­сленку

23

Шарниры хвос­тового вала трансмиссии

8

Масло для ги­поидных пе­редач по ГОСТ 4003-53

При установке на вертолет и через каждые 50±5 ч на­лета

Набивать штоковым шприцем через ма­сленку

24

Двигатель

ГТД-350

2

Масло Б-ЗВ МРТУ 38-1-157-65

После установки на вертолет.

После первой про­крутки двигателя долить до уровня 12,5 л. Замена не реже 1 раза в год независимо от на­работки

Заливать в заливную горловину бака че­рез фильтр масло — заправщика. Чисто­та фильтрации — 6—7 мк. Уровень контролировать по меткам на линейке. Нормальная заправ­ка составляет 12,5 л

25

Главный редук­тор ВР-2

1

Смесь масел по объему:

2/з гипоидно­го и Уд АМГ-10

После установки на вертолет. Уровень проверять до и пос­ле полета. Замена не реже 1 раза в год независимо от наработки редук­тора

Заливать в заливную горловину через фильтр маслоза — правщика. Чистота фильтрации — 6— 7 мк. Уровень про­верять по меткам на масломерном стекле (рекомендуе­мый уровень меж­ду метками)

26

Промежуточ­ный редуктор

1

Масло для ги­поидных пе­редач по ГОСТ

4003—53 (ле­том) и смесь по объему: 2/3 гипоидного и Уз АМГ-10 (зимой)

При установке на вертолет.

Уровень проверять до и после полетов. Замена через Ш0± + 5 ч налета и не реже 1 раза в год

Заливать через от­верстие под залив­ную пробку через воронку с сеткой № 18В.

Уровень контролиру­ется по меткам «В» и «Н» на масломер­ном стекле

27

Хвостовой ре­дуктор

1

Масло для ги­поидных пе­редач поГОСТ 4003—53 (летом) и смесь по объе­му: 2/3 гипо­идного и 1/з АМГ-Ю (зи­мой)

При установке на вер­толет. Уровень про­верять до и после полетов. Замена че­рез 100 ± 5 ч нале­та и не реже 1 раза в год

Заливать через отвер­стия под заливную пробку через во­ронку с сеткой № 18В.

Уровень контроли­руется по меткам на масломерном щупе

28

Подшипники ушковых бол­тов компен­сационных тяг

2

Смазка

ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59

При установке на вертолет и через каждые 50±5 ч на­лета

Набивать через мас­ленки штоковым шприцем

№ точек

смазки (см. табл. 11)

Периодичность смазки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

23

27

28

Предполетная под­готовка

Послеполетная под­готовка

После первых 5 ч налета

В течение первых 12,5 ч налета перед каждым летним днем

В течение первых 25±5 ч налета пе­ред каждым лет­ним днем

Через каждые 12,5± ±5 ч налета

Через каждые 25± ±5 ч налета

Через каждые 50± ±5 ч налета

Через каждые 100± ±10 ч налета

Не реже раза в год независимо от на­работки

XX

X

XX

X

XX

XX

X

X

X

X

X

X X

X X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

XX

X

X

XX

X

X

XX

XX

X

X

XX

XX

X

При установке на вертолет

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X — проверка уровня, дозаправка. XX — замена смазки.

5. Смазка управления и шасси вертолета

Таблица 13

Наименование места заправки и смазки

Наименование масла и смазки

Периодичность смазки

Примечание

Открытые и закры­тые подшипники тяг управления верто-

Смазка

,ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59

Через 50 ч налета

Заменить смазку

лета и управления двигателями

Тросы управления вертолета

То же

То же

Возобновить смаз­ку

Шарнирные соедине-

»

Заменить смазку

ния шасси

Амортизаторы шас­си

Масло АМГ-10 по ГОСТ 6794—53

1 раз в год

Заменить масло АМГ-10

Ползуны ручки «шаг — газ»

Смазка

ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59

Через 50 ч налета

Смазать

Бак гидросистемы

Масло АМГ-10 по ГОСТ 6794—53

Через 100 ч налета, но не менее 1 раза в год

Заменить масло АМГ-10

Колеса шасси

Смазка

СТ (НК-50) по ГОСТ 5573—50

Через 100 ч налета

Заменить смазку